Оценка бизнеса сегодня приобретает все большую значимость при принятии менеджментом компаний различного рода решений. Для любого предприятия она может стать тонким инструментом планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью. Применение оценки способно повысить эффективность использования ресурсов и обеспечить более высокий уровень безопасности и контроля.
Если говорить о комплексном подходе к данному процессу, то, согласно общепринятому определению, оценка бизнеса представляет собой установление действительной (т.е. рыночной) стоимости функционирующего предприятия. То есть наиболее вероятной цены, по которой оно может быть продано на конкурентном рынке. При этом оценка бизнеса может включать в себя определение стоимости локальных подразделений компании, основных фондов или оборудования.
Когда оцениваем
Существует ряд ситуаций, когда необходима оценка бизнеса:
- обоснование сделки купли-продажи бизнеса или его доли;
- определение стоимости залогового обеспечения по кредиту;
- обоснование инвестиционного решения;
- разработка бизнес-плана;
- необходимость обоснования налогооблагаемой базы и пр.
Что оцениваем
Объектами оценки могут стать различные категории предприятий:
- небольшие компании как единый объект оценки;
- объединения предприятий (ассоциации, корпорации, холдинги);
- структурные подразделения предприятий (цеха, участки);
- компании различной организационно-правовой формы: ЗАО, ОАО, ООО и пр.;
- банки;
- страховые компании и многие другие.
Прежде чем принять решение о проведении оценки бизнеса, нужно четко определить цель оценки.
Когда требуется установить реальную стоимость бизнеса, можно обойтись и без официального отчета об оценке.
Оценочная деятельность контролируется саморегулируемыми организациями (СРО), поэтому к результатам оценки предъявляются особые требования со стороны законодательства.
В связи с этим оформление отчета приводит к росту цены услуг оценщика.
Этапы оценки
Оценка бизнеса осуществляется по следующему алгоритму:
- сбор информации об объекте оценки;
- анализ и изучение ниши рынка, в которой ведет свою деятельность объект оценки, поиск компании-аналога;
- проведение расчетов на основании подходящих подходов и методов оценки;
- согласование результатов, полученных путем проведения оценки различными подходами и методами;
- составление отчета об оценке.
В современных условиях применяется определенная методология оценки бизнеса. Существует 3 классических подхода:
- доходный;
- затратный;
- сравнительный.
Путешествие во времени
Доходный подход актуален, когда возможно прогнозировать будущие доходы.
Он основан на определении стоимости бизнеса или его частей путем расчета текущей стоимости ожидаемой в будущем прибыли.
Доход компании является фундаментом установления величины стоимости бизнеса.
Предполагаемый доход рассчитывается с учетом имущественного комплекса бизнеса, общеэкономических факторов (инфляция, налогообложение, стабильность и пр.), отраслевых зависимостей, наличия сезонности, потенциала развития, времени получения выгод, рисков, связанных с ведением бизнеса и получением дохода.
Для расчета ожидаемых доходов проводится ретроспективный анализ деятельности компании.
Стоимость денег во времени также немаловажный фактор. Методы доходного подхода, по сути, базируются на том, что стоимость денег со временем изменяется.
Что понадобится
При проведении оценки может быть запрошен определенный перечень документов (стоит отметить, что он может быть либо дополнен, либо сокращен):
- копии учредительных документов предприятия (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации);
- копии проспектов эмиссии (т.е. документов о предстоящем размещении ценных бумаг), отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ);
- данные о видах деятельности предприятия и его организационной структуре;
- копии договоров аренды на недвижимое имущество;
- данные бухгалтерской отчетности за последние 3–5 лет (или возможное количество предшествующих периодов):
- бухгалтерский баланс,
- отчет о прибылях и убытках;
- последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка);
- ведомость основных фондов;
- инвентарные списки имущества;
- данные о всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, нематериальных активах и пр.);
- расшифровка кредиторской задолженности (документ, в котором подробно по каждому кредитору указывается сумма задолженности, сумма просроченного долга, дата возникновения задолженности);
- расшифровка дебиторской задолженности:
- по срокам образования,
- по видам дебиторской задолженности.
- доля сомнительной задолженности;
- информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним;
- план развития предприятия на ближайшие 3–5 лет с указанием по годам планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли.
Независимый взгляд
Учитывая современные тенденции рынка, подходы, которые используют специалисты, уникальность каждой компании, следует помнить, что самостоятельная оценка бизнеса не будет являться документом в суде и прочих спорных ситуациях.
Для этого необходимо заключение независимого эксперта, т.е. оценочной компании.
Выполненная самостоятельно оценка не оформляется в отчет по утвержденной форме и является лишь инструментом менеджмента в целях принятия оперативных решений.
Сейчас оценка бизнеса становится все более значимой для предпринимательской среды, поэтому важно учитывать подобные моменты и ориентироваться на профессиональный опыт и рекомендации высококвалифицированных специалистов, которые смогут выступить в качестве независимого эксперта.
Заявка на услуги по телефоye: +7-(495)-147-11-32, почту nppce@bk.ru или через форму на сайте для определения стоимости и сроков работ.
Стоимость работ
Наименование услуги |
Цена |
Сроки, дней |
Оценка бизнеса |
От 16 000 руб. |
От 5 раб. дней |
РАБОТАЕМ ОНЛАЙН ПО ВСЕЙ РОССИИ!